Обзор новостей на 06.08.2020
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
Согласно новой ч. 68 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки проектной документации заказчики должны будут проводить указанный конкурс с учетом следующих особенностей:
– в извещении о проведении открытого конкурса, конкурсной документации не указывается информация, предусмотренная п. 4 – 6 ч. 3 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ;
– критерий оценки заявок, предусматривающий оценку качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, не устанавливается;
– первая часть заявки должна содержать исключительно согласие участника на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией;
– не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, оператор электронной площадки направляет заказчику первые и вторые части заявок, предложения участников о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ;
– протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок не оформляется;
– подача окончательных предложений о цене контракта не осуществляется;
– не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ документов:
конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки. При этом заявка признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС в порядке, установленном ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
результаты рассмотрения заявок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса, который подписывается и размещается на электронной площадке и в ЕИС в порядке, установленном ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ;
– в случае признания открытого конкурса не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок были отклонены все заявки, информация о признании конкурса несостоявшимся вносится в протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, и применяются положения ч. 4 ст. 55.1 Закона N 44-ФЗ в части осуществляемых заказчиком действий.
Указанные изменения вступают в силу 1 сентября текущего года.
Источник: Гарант
Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “Консультант Плюс”.
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 02.08.2020.
1 мая вступили в силу обновленные запреты на допуск иностранных товаров к госзакупкам. Как применять исключения, нужны ли в заявке подтверждающие документы, когда заработал реестр российской продукции – такие вопросы возникали у участников и заказчиков. Разберем основные ошибки на примерах из практики.
Что считать исключением при применении запрета на допуск иностранных товаров
Одно из оснований для неприменения запрета устанавливает пп. “б” п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616. Им можно руководствоваться, если соблюдено одно из условий:
– закупается одна единица товара стоимостью не более 100 тыс. руб.;
– закупается совокупность таких товаров и их суммарная стоимость составляет менее 1 млн руб. (за исключением закупок товаров, указанных в п. п. 1 – 7, 124 и 125 перечня).
На практике с применением этих условий возникли сложности.
Так, заявку участника аукциона на поставку тканей отклонили из-за отсутствия документов, подтверждающих соответствие запрету на поставку иностранных товаров. Участник пожаловался в контрольный орган. Он считал, что в этом случае не применяются запреты по пп. “б” п. 3 Постановления N 616 и нужно устанавливать ограничения по Постановлению N 617. Оренбургское УФАС не согласилось с участником. Объект закупки имеет код ОКПД2 13.2 “Ткани текстильные”, что соответствует п. 1 перечня, т.е. надо применять запрет по Постановлению N 616. Контрольный орган также отметил, что этот код не указан в Постановлении N 617, следовательно, ограничения не распространяются на закупку данных товаров.
Другой участник посчитал, что закупка относится к исключениям из-за того, что цена единицы закупаемых товаров составляет менее 100 тыс. руб. Архангельское УФАС заключило, что запреты применять нужно: НМЦК составляла больше 1 млн руб.
Ошибки возможны и при формировании документации.
Заказчик ошибочно установил запрет на поставку иностранного товара при закупке снегоочистителя. Цена единицы товара составляла менее 100 тыс. руб., закупали всего 1 штуку. Значит, закупка относится к исключениям, при которых запрет устанавливать не нужно. Алтайское республиканское УФАС признало это нарушением.
В другом случае заказчик объединил в закупке:
– товар, в отношении которого не нужно устанавливать запрет по пп. “б” п. 3 Постановления N 616;
– товар, в отношении которого действует запрет (он относится к исключениям из данного пункта).
Это также признали нарушением.
Нужны ли в заявке документы, подтверждающие страну происхождения товара
Для закупок товаров, указанных в п. п. 1 – 7, 124 и 125 перечня из Постановления N 616, действуют дополнительные требования. Участники обязаны использовать материалы или полуфабрикаты из государств, входящих в ЕАЭС. Документы, подтверждающие страну происхождения материалов, участник представляет на этапе исполнения контракта.
При этом для всех товаров из перечня в заявке нужно представить выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей и (или) информацию о количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено Постановлением N 719.
При участии в закупках товаров, указанных в перечисленных пунктах, участники нередко допускают ошибку. Они считают, что все подтверждающие документы нужно представлять при исполнении контракта. Однако это правило касается только документов, подтверждающих страну происхождения материалов или полуфабрикатов.
Так, участник аукциона на поставку верхней одежды посчитал, что его заявку неправомерно отклонили из-за отсутствия выписки из реестра. Объект закупки относился к коду ОКПД2 14.1 “Одежда, кроме одежды из меха”, что соответствует п. 3 перечня. Иркутское УФАС жалобу признало необоснованной. Выписку из реестра, подтверждающую страну происхождения товара, нужно было представить. Похожее решение приняло Кемеровское УФАС.
Напомним, Минпромторг ранее высказывал аналогичную позицию.
С какого числа можно использовать реестр российской продукции
Реестр российской продукции появился на сайте ГИСП почти за месяц до того, как был опубликован порядок его использования. В связи с этим многим участникам было непонятно, можно ли руководствоваться этим реестром. 2 июня Минпромторг сообщал о возможности использования реестра для получения выписки. Контрольные органы отсчитывают начало его работы реестра с этой даты.
Так, Красноярское УФАС признало неправомерным отклонение заявки участника из-за отсутствия выписки из реестра, поскольку на дату окончания подачи заявки (1 июня) реестр еще не был опубликован. Похожее решение приняло Рязанское УФАС.
В ситуации, когда подача заявок завершалась 18 июня и в заявке не было выписки из реестра, Псковское УФАС признало ее отклонение правомерным.
Источник: Консультант
Минфин России разместил на своем сайте аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом № 44-ФЗ по итогам II квартала 2020 г.
В документе приводятся данные по следующим блокам вопросов:
– структура заказчиков;
– единый реестр участников закупок;
– планирование закупок;
– осуществление закупок;
– реестр контрактов, заключенных заказчиками;
– реестр банковских гарантий;
– контроль в сфере закупок.
В частности, в разделе «Контроль в сфере закупок» сообщается, что во II квартале 2020 г. ФАС России провела 2285 проверок, из них 23 плановых и 2262 внеплановых. Проверена 3491 процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 1799 (52%) выявлены нарушения. По результатам проверок выдано 593 предписания об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
За этот период регулятору поступило 26 823 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок.
5040 жалоб (19% от общего количества поступивших) возвращено заявителям. Основные причины возврата:
– невыполнение требований ст. 105 Закона № 44-ФЗ, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом № 44-ФЗ;
– подача жалобы на положение документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок.
1449 жалоб (5% от общего количества поступивших) отозваны заявителями.
По результатам рассмотрения обоснованными (в том числе частично) признаны 7336 жалоб (36% от общего числа рассмотренных), выдано 5785 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, во II квартале 2020 г. ФАС России возбудила 6034 административных дела за нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. По итогам рассмотрения вынесено 5267 постановлений о назначении административных штрафов на общую сумму свыше 85 млн руб. Взыскано за это время более 58,7 млн руб.
Наибольшее количество дел (2084) возбуждено по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, из которых в 1947 случаях выданы постановления о наложении административного штрафа. В 1242 случаях возбуждены дела по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, то есть за нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в 996 случаях выданы постановления о назначении административного штрафа.
Также в отчете сообщается, что во II квартале 2020 г. в арбитражных судах обжаловано 499 решений (предписаний) ФАС России – 1,4% от общего количества принятых решений (предписаний). Оспорены 447 постановления о назначении административного штрафа, что составляет 5,5% от общего количества принятых постановлений.
При этом требования заявителей при обжаловании решений (предписаний) удовлетворены в 14% случаев (72 решения), при обжаловании постановлений о назначении административного наказания – в 20% случаев (100 постановлений).
Помимо того, за это время ФАС России рассмотрела 5340 обращений о включении сведений об участниках закупок в Реестр недобросовестных поставщиков. В итоге в РНП включены сведения о 1977 недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) – 37% от рассмотренных обращений. Основная причина включения сведений в РНП – одностороннее расторжение контракта.
В отчете Минфина России приводятся также сведения о рассмотрении ФАС России обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком и уведомлений об осуществлении закупки у единственного поставщика.
Относительно контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, сообщается, что выявлено несоответствие контролируемой информации:
14 тыс. закупок по планам-графикам;
2,9 тыс. закупок по извещениям об осуществлении закупок;
58 тыс. закупок по реестру контрактов.
Наиболее часто Федеральное казначейство выявляет несоответствие идентификационного кода закупки и превышение объема финансового обеспечения для ее осуществления (цены контракта или ее значения), указанных в информации и документах, подлежащих включению в реестр контрактов, тем идентификационному коду закупки и цене контракта, которые указаны в контракте (выявлено при проверке 58 223 объектов контроля).
Источник: Тендеры.Ру
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.