Обзор новостей на 05.06.2020
На сайте Минфина появилась информация, что доработанный проект поправок к Закону N 44-ФЗ внесли в правительство.
В нем, в частности, скорректировали особенности проведения конкурентных закупок. Так, провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок этим способом должен будет составлять не более 50% от СГОЗ (стр. 22 – 23 Проекта). Напомним, ранее Минфин предлагал проводить такие закупки без ограничения по СГОЗ.
Также предлагают изменить положения о закупках у единственного поставщика. Хотят законодательно закрепить, что производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) учреждения УИС обязаны лично (стр. 228 Проекта). Напомним, что антимонопольные органы считают недопустимым привлекать третьих лиц к исполнению такого контракта.
Неконкурентным способом можно будет приобрести строительные работы для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций для региональных нужд. Такая закупка будет проводиться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которого определит высший исполнительный орган власти субъекта РФ. Финансироваться она будет из резервного фонда этого органа власти. Годовой объем таких закупок не должен превышать 3% от бюджета субъекта РФ. В этом случае потребуется обосновать цену контракта (стр. 229 – 230 Проекта).
Планируется, что поправки будут вступать в силу поэтапно. Предусмотрены также переходные положения (стр. 301 – 319 Проекта). Первые новшества должны заработать уже в июле 2020 года.
Документ: Проект Федерального закона
Источник: Консультант
Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 24-03-07/35664
В частности, представители Минфина России разъяснили, что если заказчик установил в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, то в этом случае положения ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не распространяются на указанную закупку.
Напомним, что согласно ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок среди СМП, СОНО заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
Источник: Гарант
Стороны контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) заключают дополнительное соглашение об изменении цены.
Необходимо ли пересчитывать указанный в контракте размер штрафов, который рассчитывается от цены контракта, и вносить изменения в условия контракта об ответственности сторон?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменять условия контракта об ответственности сторон не требуется.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующие условия устанавливаются в согласно положениям ч.ч. 5, 6, 7-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
В частности, в силу ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее – Правила N 1042).
Согласно пункту 2 Правил N 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3-9 данных Правил (за исключением случаев, когда законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафа), в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, – как процент этапа исполнения контракта.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы. Пеня за просрочку исполнения контрагентом обязательства начисляется за каждый день, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных контрагентом, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (ч. 5, ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в контракт при его заключении включаются условия об ответственности сторон, размер которой определяется в том числе в зависимости от цены контракта.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, в которых условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, на основании пп.пп. “а”, “в” п. 1, п.п. 2-8, п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение цены контракта.
При этом ни ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ни иные положения Закона N 44-ФЗ не указывают на возможность либо обязанность сторон изменения условия контракта о размере штрафа в случае изменения цены контракта. Следовательно, формально изменение цены контракта не влечет изменения его условий об ответственности сторон (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 12.12.2019 N 11АП-18693/19, постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2017 N Ф04-1437/17 по делу N А45-8564/2016, письмо Минфина России от 17.02.2020 N 24-03-07/10953).
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Из содержания ч.ч. 4-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ст. 332 ГК РФ следует, что неустойки (пеня и штраф), предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ, являются законными и применяются независимо от того, включено ли в контрактах условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 16.10.2017 N 305-ЭС17-7844 по делу N А40-129463/2016).
Таким образом, независимо от того, каким образом указаны в контракте штрафы, начисляемые за ненадлежащее исполнение условий контракта (в процентном выражении или в твердой сумме), после заключения соглашения об изменении цены контракта штрафы должны начисляться исходя из скорректированной цены контракта, то есть с учетом внесенных в контракт изменений (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21 января 2020 г. N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400).
В заключение отметим, что в правоприменительной практике встречается подход, допускающий возможность корректировки условий контракта об ответственности сторон в случае изменения цены контракта (смотрите, например, постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18), однако формально такая возможность законодательством не предусмотрена.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Источник: Гарант
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.