Обзор новостей на 05.06.2020

 

На сайте Минфина появилась информация, что доработанный проект поправок к Закону N 44-ФЗ внесли в правительство.

В нем, в частности, скорректировали особенности проведения конкурентных закупок. Так, провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок этим способом должен будет составлять не более 50% от СГОЗ (стр. 22 – 23 Проекта). Напомним, ранее Минфин предлагал проводить такие закупки без ограничения по СГОЗ.

Также предлагают изменить положения о закупках у единственного поставщика. Хотят законодательно закрепить, что производить товары (выполнять работы, оказывать услуги) учреждения УИС обязаны лично (стр. 228 Проекта). Напомним, что антимонопольные органы считают недопустимым привлекать третьих лиц к исполнению такого контракта.

Неконкурентным способом можно будет приобрести строительные работы для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций для региональных нужд. Такая закупка будет проводиться у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которого определит высший исполнительный орган власти субъекта РФ. Финансироваться она будет из резервного фонда этого органа власти. Годовой объем таких закупок не должен превышать 3% от бюджета субъекта РФ. В этом случае потребуется обосновать цену контракта (стр. 229 – 230 Проекта).

Планируется, что поправки будут вступать в силу поэтапно. Предусмотрены также переходные положения (стр. 301 – 319 Проекта). Первые новшества должны заработать уже в июле 2020 года.

 

Документ: Проект Федерального закона

 

Источник: Консультант

 

Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. N 24-03-07/35664

В частности, представители Минфина России разъяснили, что если заказчик установил в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, то в этом случае положения ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ не распространяются на указанную закупку.

Напомним, что согласно ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок среди СМП, СОНО заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

 

Источник: Гарант

 

Стороны контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”) заключают дополнительное соглашение об изменении цены.

Необходимо ли пересчитывать указанный в контракте размер штрафов, который рассчитывается от цены контракта, и вносить изменения в условия контракта об ответственности сторон?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Изменять условия контракта об ответственности сторон не требуется.

 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Соответствующие условия устанавливаются в согласно положениям ч.ч. 5, 6, 7-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

В частности, в силу ч. 5, ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее – Правила N 1042).

Согласно пункту 2 Правил N 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3-9 данных Правил (за исключением случаев, когда законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафа), в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, – как процент этапа исполнения контракта.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы. Пеня за просрочку исполнения контрагентом обязательства начисляется за каждый день, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных контрагентом, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени (ч. 5, ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в контракт при его заключении включаются условия об ответственности сторон, размер которой определяется в том числе в зависимости от цены контракта.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, в которых условия контракта можно изменить при его исполнении, содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В частности, на основании пп.пп. “а”, “в” п. 1, п.п. 2-8, п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение цены контракта.

При этом ни ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ни иные положения Закона N 44-ФЗ не указывают на возможность либо обязанность сторон изменения условия контракта о размере штрафа в случае изменения цены контракта. Следовательно, формально изменение цены контракта не влечет изменения его условий об ответственности сторон (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 12.12.2019 N 11АП-18693/19, постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.07.2017 N Ф04-1437/17 по делу N А45-8564/2016, письмо Минфина России от 17.02.2020 N 24-03-07/10953).

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ, на положениях которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Из содержания ч.ч. 4-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ст. 332 ГК РФ следует, что неустойки (пеня и штраф), предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ, являются законными и применяются независимо от того, включено ли в контрактах условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 34 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 16.10.2017 N 305-ЭС17-7844 по делу N А40-129463/2016).

Таким образом, независимо от того, каким образом указаны в контракте штрафы, начисляемые за ненадлежащее исполнение условий контракта (в процентном выражении или в твердой сумме), после заключения соглашения об изменении цены контракта штрафы должны начисляться исходя из скорректированной цены контракта, то есть с учетом внесенных в контракт изменений (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 08.05.2019 N 17АП-4606/19, постановление Десятого ААС от 20.03.2019 N 10АП-2567/19, постановление Восьмого ААС от 13.12.2018 N 08АП-12392/18, письмо Минфина России от 21 января 2020 г. N 24-03-07/3057, письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400).

В заключение отметим, что в правоприменительной практике встречается подход, допускающий возможность корректировки условий контракта об ответственности сторон в случае изменения цены контракта (смотрите, например, постановление Двадцать первого ААС от 20.01.2020 N 21АП-3841/19, постановление АС Северо-Западного округа от 20.06.2019 N Ф07-6981/19 по делу N А56-40368/2017, постановление Тринадцатого ААС от 15.01.2019 N 13АП-31249/18), однако формально такая возможность законодательством не предусмотрена.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Тимошенко Валерий

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

Источник: Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.