Обзор новостей на 04.12.2019

 

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО “Консультант Плюс”.

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 29.11.2019.

Если заказчик утвердит документацию с нарушением Закона N 44-ФЗ, сотрудника заказчика могут оштрафовать. Большое количество ошибок связано с описанием объекта закупки. Перечислим основные недочеты техзадания, которые контрольные органы часто признают нарушениями.

Заказчик требует привести значения показателей, которые могут быть известны только тем, у кого товар в наличии

Закон N 44-ФЗ не обязывает участников закупки иметь товар на момент подачи заявки. Заказчику нужно учитывать при описании объекта закупки, какие показатели не сможет указать тот, у кого нет нужного товара. К ним ФАС относит: химический или компонентный состав товара, показатели технологии производства, а также показатели, значения которых становятся известными при испытании товара.

Например, Новосибирское УФАС признало неправомерным требование заказчика привести в заявке химический состав продуктов. Санкт-Петербургское УФАС посчитало нарушением то, что заказчик запросил сведения, которые можно получить только по результатам испытаний (“ударная прочность”, “стойкость покрытия при температуре 20+/-2°C к статическому воздействию воды”, “эластичность покрытия при изгибе” и т.п.).

Избыточные требования к описанию объекта закупки также признавало нарушением Московское областное УФАС. Той же позиции придерживалась и ФАС (Решения от 24.07.2019, от 19.09.2019, от 17.10.2019).

Обычно антимонопольщики не подходят формально к проверке описания объекта закупки и оценивают требования заказчика комплексно. Так, Рязанское УФАС лишь отметило, что заказчик запросил конкретные значения показателей, которые можно было узнать только по результатам испытаний. Указать их могли участники, у которых товар в наличии. В другом случае Северо-Осетинское УФАС не посчитало нарушением то, что заказчик предусмотрел в инструкции по заполнению заявок возможность указать значения показателей так же, как в техзадании, если они устанавливаются только по результатам испытаний товаров, имеющихся у участника.

Заказчику стоит обжаловать решение контрольного органа, так как суды могут прийти к иному выводу. Верховный Суд посчитал, что участнику закупки достаточно привести характеристики товара согласно требованиям документации, которые основаны на техрегламентах и ГОСТах.

В описании объекта закупки даны ссылки на неактуальные ГОСТы

Заказчик должен описать объект закупки в соответствии с действующими стандартами. Ссылка на устаревшие ГОСТы – одна из распространенных ошибок заказчиков. Контрольные органы практически единогласно признают это нарушением. Например, так считают Тамбовское, Приморское, Якутское, Дагестанское, Санкт-Петербургское Управления ФАС.

Заказчик требует указать в заявке характеристики, отличающиеся от ГОСТа

При описании объекта закупки заказчик может потребовать, чтобы товары, работы, услуги соответствовали ГОСТам, и запросить их дополнительные показатели. Однако эти показатели не должны противоречить характеристикам, указанным в ГОСТе. Расхождение в требованиях может запутать участников и вызвать проблемы при приемке исполнения контракта.

Подобные разночтения в описании закупок признавали нарушением Оренбургское, Санкт-Петербургское, Краснодарское УФАС.

Описание объекта закупки не приведено в соответствие с КТРУ

При проведении закупки заказчик обязан использовать каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция есть в каталоге, ее наименование и характеристики нужно указать в соответствии с ним.

Контрольный орган увидит нарушение, если:

– наименование объекта закупки отличается от указанного в КТРУ;

– описание объекта закупки составлено без учета характеристик позиции из КТРУ;

– заказчик не обосновал необходимость привести дополнительные характеристики объекта закупки.

О том, что заказчики должны использовать сведения из КТРУ, отмечала ФАС.

В описании объекта закупки не учтено требование об эквивалентности

В документации все товарные знаки должны сопровождаться словами “или эквивалент”. Заказчика накажут, если возможность поставить эквивалент не будет предусмотрена. Он обязан указывать также параметры эквивалентности. Их отсутствие признают нарушением. Отметим, что сотрудника заказчика могут наказать за это, даже если он предусмотрит возможность поставить эквивалент. Участник закупки должен понимать, что заказчик считает эквивалентом. К такому выводу пришло Московское УФАС.

В Законе N 44-ФЗ есть исключения из этих правил. Заказчик может потребовать поставить товар с конкретным товарным знаком, если:

– товары с другими товарными знаками несовместимы с товарами, которые есть у заказчика;

– он закупает запасные части и расходные материалы для машин и оборудования в соответствии с технической документацией.

 

Источник: Консультант

 

Минфин отложил внесение в Госдуму осеннего оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках — его обсуждение еще продолжается. Наряду с обещанным сокращением способов закупок и введением универсальной предквалификации для поставщиков и жалобщиков Минфин допускает введение для банков ответственности за нарушения при работе с госзаказом, однако этот вопрос требует согласования с Банком России. Не удалось пока Минфину, ФАС и казначейству достичь единства в вопросе об электронных магазинах для недорогих госзакупок — Минфин предлагает передать их регулирование в регионы, а ФАС настаивает на централизации как принципов их организации, так и контроля.

Минфин не успевает внести в осеннюю сессию второй оптимизационный пакет поправок к ФЗ-44 о госзакупках: ведомство рассчитывает в течение двух недель направить документ на согласование в правительство. В Госдуму же проект поступит не ранее февраля 2020 года,. Реформу закупочной деятельности планировалось проводить в два этапа: принятый весной пакет поправок предусматривал «быстрые изменения» и должен был помочь реализации нацпроектов — в частности, за счет сокращения сроков контрактации и упрощения закупок строительных работ. Второй же пакет предусматривал более сложные изменения и планировался к внесению в середине ноября 2019 года.

 

Источник: Закупки-Информ

 

Письмо ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 “О рассмотрении обращения” содержит позицию по следующим вопросам:

– отклонение заявки участника в случае, если не указан товарный знак при установлении требований к маркировке товара в соответствии с ГОСТ;

– возможность учета договоров субподряда в качестве подтверждения соответствия участника дополнительному требованию о наличии опыта работы согласно ПП РФ от 04.02.2015 N 99, при осуществлении закупок работ по строительству;

– обязанность использовать КТРУ при описании объекта закупки.

 

Источник: Эконом-Эксперт

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.