Обзор новостей на 04.09.2020

 

У заказчика возникла необходимость замены деталей котельной итальянского производства (центробежные циркуляционные насосы с ОКПД2 28.13.14.110). Вправе ли заказчик осуществить закупку насосов именно этого иностранного производителя по конкретным параметрам с учетом установленных ограничений и запретов на закупку по указанному коду ОКПД2 (постановление Правительства РФ N 617)? Как указать требования энергетической эффективности в аукционной документации к такой закупке?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик вправе осуществить закупку товара, выпускаемого определенным производителем, при наличии условий, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

В извещении и документации формально должны быть предусмотрены ограничения допуска согласно Постановлению N 617.

Требования к энергетической эффективности указанного в вопросе товара заказчик устанавливать не должен.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в документации о закупке при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Таким образом, Закон N 44-ФЗ принципиально (при наличии упомянутых выше условий) допускает возможность включения в описание объекта закупки указания на конкретный товарный знак без сопровождения такого указания словами “или эквивалент” (смотрите также, например, постановление АС Дальневосточного округа от 16.06.2016 N Ф03-2482/16, решения УФАС по Брянской области от 27.11.2019 N 032/06/67-1568/2019, УФАС по Томской области от 24.11.2014 N 03-10/184-14).

На основании ст. 14 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее – Постановление N 617) установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, прилагаемый к данному постановлению, происходящих из иностранных государств. В данном Перечне содержится в том числе позиция кода ОКПД 28.13.14 – “Насосы центробежные подачи жидкостей прочие; насосы прочие”. Согласно п. 2 Постановления N 617 при осуществлении закупок товаров заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке таких товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

– содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены ЕАЭС;

– не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, при сопоставлении заявок (окончательных предложений).

Как видим, ограничения допуска применяются исключительно при наличии конкуренции между заявками с предложением соответствующих товаров российского происхождения либо происходящих из государств – членов ЕАЭС. Если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями допуска, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н. При этом, с одной стороны, возможность приобретения заказчиком включенных в перечни, утвержденные Постановлением N 617, товаров иностранного происхождения не исключается (п. 3 Постановления N 617), а с другой стороны, само по себе то обстоятельство, что объектом закупки является товар иностранного производителя, не является основанием для неприменения правил Постановления N 617. Поэтому в рассматриваемом случае, несмотря на то, что объектом закупки является товар иностранного происхождения, в извещение и документацию о закупке заказчик обязан включить информацию об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства.

Требования энергетической эффективности, установленные Минэкономразвития России, подлежат применению заказчиками в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая их несовместимости при взаимодействии с товарами, используемыми государственным или муниципальным заказчиком (п.п. 1-2 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (далее – Правила N 1221). В соответствии с п. 3 Правил N 1221 требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении видов товаров, перечисленных в пп. “а”-“в” данной нормы. В пп. “а” указаны товары согласно приложению, в котором поименованы в том числе товары с кодом “28.13” – “насосы для воды”, при этом требования энергетической эффективности в отношении товаров, перечисленных в приложении к Правилам N 1221, в настоящее время не утверждены. Соответственно, в описанной ситуации заказчик не устанавливает требование к энергетической эффективности товаров в документации о закупке.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

Источник: Гарант

 

Проект Постановления Правительства РФ “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616”

Минпромторг России разработал проект постановления Правительства РФ, в соответствии с которым предполагается внесение поправок в постановление от 30.04.2020 N 616 “Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства” (далее – Постановление N 616).

В частности, в соответствии с изменениями планируется ограничить возможность применения исключения, предусмотренного подп. “б” п. 3 Постановления N 616, согласно которому соответствующий запрет не применяется при закупке одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб., в случае закупки ручных электрических инструментов, предусмотренных п. 39 приложения к Постановлению N 616.

Кроме этого, указанное приложение могут дополнит 23 новыми наименованиями продукции, среди которых: краны портальные, мостовые и козловые, лифты пассажирские, кондиционеры промышленные и для транспортных средств, оборудование для фильтрования или очистки воды и т. д.

Напомним, Постановлением N 616 утвержден перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом включенная в перечень продукция считается произведенной на территории РФ либо на территории государств – членов ЕАЭС при условии наличия сведения о ней в реестре российской промышленной продукции, реестре евразийской промышленной продукции.

 

Источник: Гарант

 

Минфин замыкает информационные системы в единый периметр

Минфин опубликовал на regulation.gov.ru два проекта постановлений правительства с обширными поправками в нормы о регулировании госзакупок. Первый проект описывает новый этап интеграции цифровых систем управления госфинансами — взаимодействие единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок с системой «Электронный бюджет», второй актуализирует нормы о доступе к закупкам малого и среднего бизнеса и регламентирует «точечность» применения протекционистских ограничений на закупки иностранной радиоэлектронной продукции.

Постепенное движение Минфина и Федерального казначейства к замыканию цифрового контура бюджетных расчетов (напомним, предполагается информационная интеграция госзакупок, госинвестиций и социальных расходов с передачей казначейству не только расчетов, но и управления всем пулом бюджетной ликвидности) потребовало очередного апдейта нормативных актов, регулирующих применение ФЗ-44 «О контрактной системе».

Проект постановления об интеграции ЕИС с «Электронным бюджетом», в частности, реализует идею отдельного планирования и учета закупок, проводимых для нацпроектов и федеральных проектов.

Также отдельный централизованный учет вводится для повышения прослеживаемости капвложений в объекты строительства и недвижимого имущества. Для этого ЕИС в автоматическом режиме будет получать из «Электронного бюджета» данные о кодах финансирования бюджетных строек. Это позволит казне со стороны ЕИС пообъектно контролировать наличие их финансового обеспечения и целевое расходование средств. В то же время казначейство в рамках борьбы с неоплатой госзаказчиками закупок товаров, работ и услуг включит требования по срокам исполнения финансовых обязательств в типовые условия госконтрактов, что позволит вести автоматический контроль их исполнения. Аналогичная норма будет введена и в закрытую часть ЕИС — для контроля оплаты контрактов, составляющих гостайну.

Проект содержит и техническую правку актов правительства в той же логике «замыкания цифрового периметра» — в частности, норму о включении в расчет доли МСП в госзаказе закупок в электронных магазинах, расширение информобмена ЕИС и госзаказчиков о закрытых закупках и автоматизацию включения в единый реестр участников закупок самозанятых. Данные о них будут передаваться из реестра ФНС.

Второй проект предлагает аналогичным образом автоматизировать признание компаний субъектами МСП для нужд закупок государства и госкомпаний (по 44-ФЗ и 223-ФЗ), исключив «возможность предоставления декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства» — единственным подтверждением «малости» бизнеса тоже станет реестр ФНС.

Также проект закрывает возможность учитывать как закупки у МСП покупку лизинговыми компаниями предметов лизинга дороже 400 млн руб. Учитывая, что предметом лизинга по общему правилу выступает высокотехнологичная продукция промышленного производства, его производитель, как правило, не является субъектом малого и среднего предпринимательства, поясняет Минфин. Впрочем, «учитывая потенциальную возможность» освоения МСП производств, возможность закупать у них в лизинг предметы лизинга дешевле 400 млн руб. сохранена.

Также Минфин реализовал в документе планы правительства по учету при госзакупках данных о стране происхождения товара: в частности, Минфин теперь будет отслеживать «установление заказчиками условий, запретов и ограничений допуска иностранных товаров к участию в закупках, а также об объемах закупок товара в разрезе страны его происхождения».

Одновременно ведомство ограничит возможность расширительного толкования заказчиками таких запретов: предусматривается применять запрет при закупках иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для госзакупок, но лишь «исключительно в случае, если при осуществлении закупки установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств». Де-факто, как и отмечал “Ъ” 10 июня, Белый дом намерен ограничить протекционизм «точечными» случаями, оговоренными в конкретных закупках: само постановление №878 о возможности ограничений закупок иностранной радиоэлектроники «допускает случаи его неприменения», поясняют в Минфине.

 

Источник: Коммерсантъ

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.