Обзор новостей на 04.08.2025
31.07.2025 опубликован Федеральный закон от 31.07.2025 № 333-ФЗ (далее — Закон), который вносит изменения в статью 95 Закона № 44-ФЗ.
Закон предусматривает возможность изменения:
– существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ
– существенных условий контракта на осуществление благоустройства при изменении объема и (или) видов выполняемых работ не более чем на десять процентов цены контракта
– срока исполнения контракта по строительному контролю в случае, если изменяется срок выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту без изменения иных существенных условий контракта
Закон вступает в силу с 01.01.2026.
Полный текст Закона по ссылке
.
Источник: ГИС ЕИС ЗАКУПКИ
Заказчик приобретал работы по замене системы автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения, управления эвакуацией при пожаре (далее – сигнализация). Среди прочего объект закупки включал монтаж сигнализации.
Контролерам пожаловались на то, что в извещении незаконно установили доптребование по позиции 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 для работ по текущему ремонту зданий, сооружений. По мнению заявителя, работы по монтажу сигнализации не относятся к ремонтным и строительным. Это самостоятельный вид работ, результат которых – вновь установленная пожарная система.
Контролеры признали жалобу необоснованной и в числе прочего отметили:
– по ГрК РФ текущий ремонт зданий и сооружений проводят, в частности, для поддержания исправности комплекса инженерно-технического обеспечения;
– из техрегламента о безопасности зданий и сооружений следует, что в комплекс входит одна из систем, которая обеспечивает среди прочего безопасность здания или сооружения, например система автоматической пожарной сигнализации;
– заказчик верно применил доптребования. Работы по монтажу сигнализации относятся к строительным работам текущего характера.
Отметим, Калининградское УФАС также поддержало заказчика, который применил позицию 15 доптребований при закупке работ по замене пожарной сигнализации.
Московское УФАС тоже не нашло нарушений в спорном требовании при приобретении сходных работ. Контролеры учли, в частности, пояснение заказчика о том, что в перечень работ по текущему ремонту входит замена датчиков, проводки и оборудования пожарной сигнализации. Этот список определен в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта, техобслуживания зданий и других объектов.
Документ: Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 14.07.2025 № 086/06/33-1364/2025 по жалобе № 7468/25
Источник: КонсультантПлюс
Даже если ограничения на иностранные товары не применяются, особенности обоснования цены из ПП № 1875 сохраняют силу — при условии, что закупаемый товар включен в приложение к постановлению.
Минфин России дал разъяснение, важное для заказчиков, осуществляющих закупки у единственного поставщика. Поводом для ответа стал вопрос: нужно ли учитывать особенности, предусмотренные подпунктом “в” пункта 7 Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875, если закупка осуществляется, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и при этом ограничения на иностранные товары в силу закона не применяются.
В официальном письме Минфин подтвердил:
Особенности определения НМЦК и цены контракта из ПП № 1875 применяются вне зависимости от способа закупки — в том числе и при закупке у единственного поставщика (включая пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
Эти особенности распространяются только на товары, включенные в позиции 1–145 приложения № 1 и 1–433 приложения № 2 к постановлению. На иные товары, а также на работы и услуги, они не распространяются.
Сам факт неприменения ограничений на иностранные товары, например, в силу исключений в самом законе 44-ФЗ, не освобождает от обязанности соблюдать особенности определения цены, если закупаемый товар включён в упомянутые приложения постановления.
Таким образом, если заказчик закупает включенный в приложение товар у ЕП, он обязан обосновать цену с учетом особенностей ПП № 1875, если отсутствуют иные основания для неприменения — предусмотренные подп. «г» п. 7 постановления.
Что это значит на практике?
Речь идет об учете функциональных, технических и эксплуатационных характеристик российской продукции при расчете цены. Даже если сама закупка не сопровождается национальным режимом, ценовое обоснование должно соответствовать установленным требованиям, чтобы минимизировать риски контроля.
Документ: письмо Минфина от 01.08.2025 г № 24-06-09/74774
Источник: Гражданский контроль госзакупок
Напомним, случаи, в которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта указаны в ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 25 июля 2025 года № 303-ЭС25-7786 по делу №А73-13517/2024
Постановление АС Дальневосточного округа от 12 мая 2025 года по делу № А73-13517/2024
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.