Обзор новостей на 04.03.2020
Из-за допущенной исполнителем просрочки заказчик не смог оплатить работы в уходящем году и тем самым освоить выделенные бюджетные средства.
Исполнитель направил акт выполненных работ только 29 декабря. Заказчик акт подписывать не стал — на новый финансовый год средств на оплату контракта предусмотрено не было.
Суды не поддержали заказчика. Просрочка выполнения работ не освобождает от обязанности их оплатить даже в такой ситуации.
Источник: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2019 по делу № А33-4762/2019
Участник аукциона на закупку лекарств включил в состав заявки недействующее регистрационное удостоверение. Вместе с ним приложил письмо производителя, в котором тот гарантировал, что предоставит удостоверение сразу после переоформления.
Суды двух инстанций посчитали действия заказчика, допустившего заявку, неправомерными: письмо производителя не может заменить регистрационное удостоверение.
С ними согласился и суд округа. Он также указал, что заказчик нарушил принцип равенства участников закупки. Другие заявки, в составе которых тоже были недействующие регистрационные удостоверения (но без письма производителя), заказчик отклонил.
Источник: Постановление АС Центрального округа от 03.02.2020 по делу N А62-1659/2019
Страна происхождения товара — это государство, в котором продукция получена, произведена или подвергнута достаточной переработке по определенным правилам. В закупках по 44-ФЗ это влияет на допуск заявки, получение преференций и изменение контракта.
Последние изменения
29.02.2020 вступает в силу постановление правительства № 180 от 19.02.2020. Оно опубликовано на портале правовой информации. В этом постановлении указано, что при заполнении типовых форм заявок на участие в аукционе, конкурсе, запросе предложений участники закупки начнут выбирать, где сделан товар, на электронной площадке из классификатора стран мира (ОКСМ). В этом же классификаторе прописан и цифровой код страны происхождения товара (СПТ). Например, у России — 643.
С 01.01.2020 участники указывают, где сделана каждая позиция продукции в техзадании, которую такие участники собираются поставить или использовать при выполнении работ, оказании услуг. А госзаказчики обязаны потребовать предоставить эти сведения.
Это новое правило действует для всех процедур, кроме электронного запроса котировок. В п. 2 ч. 9 ст. 82.3 44-ФЗ указано, что заявка должна содержать документы, которые подтверждают, где сделана продукция. А про обязанность указать государство в заявке на электронный запрос котировок в этой норме закона нет ни слова.
Вот инструкция, как правильно писать страну происхождения товара по 44 ФЗ:
1. Определите государство по непреференциальным правилам определения страны происхождения товаров. Эти правила утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49.
2. Убедитесь, что такое название общепринято и понятно для заказчика, если прописываете не так, как в реестре стран происхождения товара (ОКСМ). Такие выводы сделал Минфин в письме № 24-01-10/62488 от 26.09.2017.
Как определить, где произведен товар
В памятке о правилах определения места производства продукции при импорте в ЕАЭС, которая утверждена коллегией Евразийской экономической комиссии, указано, что продукция признается происходящей из конкретного государства, если она:
1. Полностью получена или произведена в такой стране.
2. Подвергнута достаточной переработке, если при производстве товара использовались иностранные материалы.
Продолжение статьи в источнике: Госконтракт
График выполнения работ и график оплаты по 44-ФЗ
Ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ предусматривает, что обязательными приложениями к контракту, предметом которого являются строительство или реконструкция объекта, должны быть смета контракта и график выполнения работ. По желанию заказчика оплата за выполненные работ может осуществляться в соответствии с графиком оплаты. Однако, указанный график, с учетом последних изменений, внесенных в Закон № 44-ФЗ, не является обязательным приложением к контракту и может составляться по усмотрению заказчика.
В одной из прошлых статей специалисты Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” уже рассмотрели отдельные особенности составления сметы контракта. Очень рекомендуем эту статью к прочтению. В данной же статье будут рассмотрены особенности составления графика выполнения работ и графика оплаты, а также сделана попытка взаимоувязать такие графики со сметой контракта.
Составление графика выполнения работ и графика оплаты
Составление графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты должно осуществляться заказчиком в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр (далее – Методика). Методика обязательна к применению с 01.01.2019, если предметом заключаемого контракта является строительство или реконструкция объекта капитального строительства. При закупке работ, например, по реставрации объекта культурного наследия, ремонту, сносу объекта, Методика применению не подлежит.
Методика предусматривает, что график выполнения работ и график оплаты (в случае составления заказчиком последнего) должны состоять из взаимосвязанных граф, строк или колонок. Иными словами, сколько строк в графике выполнения работ, столько же должно быть и в графике оплаты.
Аналогичное правило установлено приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, согласно которому детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ в проекте сметы контракта и, соответственно, в смете контракта осуществляется таким образом, чтобы было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ (для удобства их приемки и оплаты в ходе реализации контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ). Таким образом, взаимосвязанными должны быть не только график выполнения работ и график оплаты между собой. Указанные графики также должны быть взаимоувязаны с проектом сметы контракта!
На практике это означает, что при составлении проекта контракта заказчик не вправе предусмотреть, например, условие ежемесячной оплате подрядчику выполненных работ на основании представленных им КС-2, КС-3, как это было ранее. Оплата может осуществляться только тех работ, которые предусмотрены графиком выполнения работ, а в нем работы отражаются укрупненно с той детализацией, которая есть в смете контракта. Если в смете контракта, условно скажем, указан “фундамент”, как конструктивное законченное решение, то осуществить окончательную оплату заказчик может только после того, когда строительство указанного конструктивного элемента будет завершено полностью.
График исполнения контракта и график выполнения строительно-монтажных работ: в чем разница?
Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ, как было указано выше, утверждена приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр. Помимо данного графика заказчик также обязан формировать график исполнения контракта, который включает в себя график выполнения строительно-монтажных работ.
График исполнения контракта формируется при условии, если контракт на строительство (реконструкцию) объекта заключается на срок более 3 лет (прим.: если на 3 года ровно, то составление графика исполнения контракта не является обязательным) и цена контракта составляет более чем 100 000 000 рублей.
Требование о составлении графика исполнения контракта установлено типовым условием, принятым приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр и обусловлено положением ч. 12 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, которое распространяет свое действие на все подобные контракты вне зависимости от их предмета. При этом методика составления графика исполнения контракта не утверждается, а сам такой график составляется по форме, установленной заказчиком самостоятельно. Логично предположить, что график исполнения контракта в рассматриваемом случае будет представлять собой просто разбивку графика строительно-монтажных работ по годам.
Когда работы считаются выполненными?
На этом вопросе споткнулись и еще будут спотыкаться очень многие заказчики. Напомним, что согласно ч. 4 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ результатом контракта, предметом которого является строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, являются не сами работы, а объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора и, в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ, заключение федерального государственного экологического надзора.
Представим ситуацию: заказчик сформировал смету контракта и график выполнения работ. Согласно типовым условиям, утвержденным приказом Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр, оплата за выполненные работы должна осуществляться заказчиком в течение 30 календарных (или 15 рабочих дней) со дня подписания соответствующего акта сдачи-приемки выполненных работ (в зависимости от того, проводится ли заказчиком закупка среди СМП и СОНКО или нет).
Итак, все работы подрядчиком выполнены и приняты заказчиком. Следовательно, окончательная оплата должна быть произведена заказчиком в течение 30 календарных (или 15 рабочих дней) со дня подписания последнего акта сдачи-приемки выполненных работ. Однако, само заключение о соответствии объекта еще не будет получено заказчиком к этому моменту. Следовательно, заказчик допустит 100% оплату в отсутствие “результата работ”, т.е. 100% авансирование. Чтобы этого избежать в смете контракта (и соответственно в проекте сметы контракта), в графике выполнения строительно-монтажных работ и в графике оплаты (при наличии последнего) необходимо предусматривать еще один этап: “получение заключения органа государственного строительного надзора и, в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 ГрК РФ, заключения федерального государственного экологического надзора” с любой удобной для заказчика ценой.
В заключении отметим, что контракты на строительство (реконструкцию) объекта объективно являются одними из сложными для формирования. При их составлении необходимо учитывать не только особенности формирования сметы контракта, графиков выполнения работ и оплаты, но также условия по банковскому сопровождению, авансированию, списанию титульных временных сооружений и прочее. Без специальных знаний в этой области, а также существенного опыта применения Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок именно строительных работ, обойтись очень проблематично. Центр в сфере закупок “Закон.гуру” оказывает услуги по консультационному сопровождению и правовой поддержке таких закупок. Будем рады видеть вас среди наших клиентов и надеемся, что материалы, изложенные в настоящей статье оказались для читателя полезными. Удачных закупок!
Источник: Закон.Гуру
var acc = document.getElementsByClassName("accordion"); var i;
for (i = 0; i < acc.length; i++) { if(acc[i].classList.contains("accordionLoaded")){ continue; } acc[i].addEventListener("click", function() { this.classList.toggle("active"); var panel = this.nextElementSibling; if (panel.style.maxHeight){ panel.style.maxHeight = null; } else { panel.style.maxHeight = panel.scrollHeight + "px"; } }); acc[i].classList.toggle("accordionLoaded"); }
Трекбэк с Вашего сайта.