Обзор новостей на 03.06.2020

 

Проверить, есть ли товар в реестре российской промышленной продукции, можно на сайте ГИСП.

Напомним, выписка из реестра понадобится участникам закупок для подтверждения того, что продукция не подпадает под запрет или ограничения в отношении иностранных товаров.

 

Источник: Консультант

 

Поставщик по государственному контракту сообщил, что в связи с обстоятельствами форс-мажора (ограничения, связанные с предупреждением распространения коронавирусной инфекции) не может поставлять товар и отказывается от исполнения контракта.

К какой ответственности можно привлечь поставщика в случае его отказа от исполнения контракта в таких обстоятельствах? Какие правовые последствия для поставщика может повлечь такой отказ? Подлежит ли информация о таком поставщике включению в реестр недобросовестных поставщиков?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации заявление поставщика об одностороннем внесудебном отказе от исполнении контракта не основано на законе. Заказчик в приведенных обстоятельствах вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнении контракта и направить информацию о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

 

Обоснование вывода:

1. Частью 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Часть 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предоставляет поставщику право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обязательный для соблюдения порядок действий контрагента, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 20-22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, поставщик вправе заявить об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в соответствии с контрактом аналогичным правом обладает заказчик, или потребовать расторжения контракта в судебном порядке. При этом следует учитывать, что право контрагента отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта напрямую зависит от того, предусмотрено ли такое право в ГК РФ в нормах, регулирующих отношения по исполнению соответствующего вида обязательств. Так, право поставщика отказаться от исполнения договора поставки предусмотрено для случаев, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (п. 3 ст. 484, п. 5 ст. 454 ГК РФ); когда договором не определен ассортимент товара и порядок его определения (п. 2 ст. 467 ГК РФ); когда покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за проданный в рассрочку (п. 2 ст. 489 ГК РФ); в случае непредставления покупателем отгрузочной разнарядки в установленный срок (п. 3 ст. 509 ГК РФ), невыборки покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок (п. 2 ст. 515 ГК РФ). Кроме того, п. 1 ст. 523 ГК РФ предусмотрено право сторон договора поставки на односторонний отказ от исполнения такого договора в случае существенного нарушения его одной из сторон. При этом в соответствии с п. 3 указанной статьи нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным (что не исключает иной квалификации таких нарушений судом либо, напротив, аналогичной квалификации иных нарушений) в случаях неоднократного нарушения покупателем сроков оплаты товаров либо неоднократной невыборки товаров.

Кроме того, отметим, что приведенный в ч.ч. 20-22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ односторонний внесудебный порядок расторжения (отказа от исполнения) контракта контрагентом (поставщиком) предполагает зависимость дальнейшей судьбы контракта: его расторжения либо дальнейшего его исполнения от поведения заказчика – на это указывает, в частности норма ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая возможность прекратить процедуру расторжения контракта и продолжить его исполнение в случае устранения нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия соответствующего решения.

В приведенной ситуации очевидно, что не заказчик своими действиями либо бездействием препятствует исполнению контракта – поставщик ссылается на обстоятельства непреодолимой силы (ограничительные меры, вызванные предупреждением распространения коронавирусной инфекции). Соответственно, основания применения в данной ситуации процедуры одностороннего внесудебного отказа от исполнения контракта поставщиком отсутствуют.

Вместе с тем по смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ предусмотренные контрактом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, дает заказчику право на отказ от исполнения контракта. Такое право может быть реализовано им в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ предусмотренные контрактом обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, дает заказчику право на отказ от исполнения контракта. Такое право может быть реализовано им в порядке, предусмотренном ч.ч. 9-16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 16 ст. 95, ч.ч. 2, 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта в связи с отказом от его исполнения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта.

Согласно ч. 16 ст. 95, ч.ч. 2, 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта в связи с отказом от его исполнения направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта для включения такой информации в реестр недобросовестных поставщиков.

2. Сами по себе обстоятельства непреодолимой силы не указаны в Законе N 44-ФЗ или ГК РФ в качестве основания для одностороннего изменения условий контракта либо для отказа поставщика от исполнения контракта – это обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Согласно ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Таким образом, возникновение обстоятельств непреодолимой силы является основанием для освобождения от ответственности за нарушение условий контракта, но не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Статья 451 ГК РФ допускает изменение или расторжение договора по соглашению сторон или, в случае недостижения такого соглашения, по решению суда в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении такого договора. Как указано в п. 1 этой статьи, изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. По решению суда контракт в этом случае может быть расторгнут при наличии совокупности условий, перечисленных в п.п. 1-4 п. 2 ст. 451 ГК РФ. В частности, если принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ (смотрите Вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г. Соответственно, в рассматриваемом случае поставщик не лишен права обратиться в суд с требованием о расторжении контракта в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: Гарант

 

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение ГБУ по вопросам о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части порядка уменьшения и удержания обеспечения исполнения контракта, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем в части порядка уменьшения обеспечения исполнения контракта полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 указанной статьи.

Частью 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ установлено, что размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона N 44-ФЗ.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.

В случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

В случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

Частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.

При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, в случае если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный с учетом требований части 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов.

В части удержания средств, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контракта, отмечаем, что согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона N 44-ФЗ заказчик обязан в случае несоблюдения исполнения обязательств по государственному контракту потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного государственным контрактом.

При этом следует отметить, что заказчик вправе производить оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени) или вправе вернуть обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер начисленных штрафов, пеней.

Департамент отмечает, что в соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 г. в обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платеж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к поставщику (подрядчику, исполнителю), если иное не предусмотрено контрактом.

Учитывая изложенное, порядок удержания и возврата денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта, определяется в соответствии с документацией о закупке, контрактом и ГК РФ.

Вместе с тем Департамент обращает внимание, что согласно положениям статьи 41 БК РФ средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 БК РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

 

Источник: Навигатор Контрактной Системы

 

Закупка в случае ЧС, профилактики COVID-19

Заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки (п.п. 1, 2 письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-06-06/21324, письмо ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20).

При этом необходимо добавить сведения о такой закупке в план-график за день до заключения контракта (ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ), вносится как обычная позиция ПГ.

В данном случае контракт должен содержать все обязательные условия, предусмотренные ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента на основании, в частности, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан обосновать цену контракта. Обоснование делается в порядке методологии расчета НМЦК по Приказу 567, оформляется приложением к контракту.

Не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта заказчик согласно ч. 2 ст. 93 обязан уведомить ФАС как контрольный орган в сфере закупок (см. п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) о заключении контракта. Приложить копию контракта и обоснование НМЦК.

Рекомендуем не заключать такой контракт более чем на 3 месяца, т.к. закупка носит чрезвычайный, а не плановый характер.

 

Источник

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.