Обзор новостей на 02.12.2020

 

Обязано ли подведомственное Минсельхозу России учреждение заключить контракт на охрану объектов, которым присвоены 1 и 2 категории, исключительно с ФГУП “Охрана” Росгвардии, или учреждение вправе осуществить конкурентную закупку, в которой могут участвовать частные охранные предприятия (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В приведенной ситуации для охраны объектов (территорий), которым присвоена вторая или первая категория, заказчик вправе заключить контракт исключительно с военизированными и сторожевыми подразделениями ФГУП “Охрана”. Контракт может быть заключен на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее также – контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Исчерпывающий перечень случаев, когда закупку можно осуществить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрен ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть осуществлена закупка услуги, оказание которой может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.

Согласно пп. “б” п. 23 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Требования), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2017 N 836, на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным п. 21 Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации*(1) (далее – ФГУП “Охрана”). В соответствии с пп. “а” п. 24 Требований на объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным п.п. 21 и 23 Требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) усиленными постами военизированных и сторожевых подразделений ФГУП “Охрана”. Как видим, Требованиями прямо предусмотрена необходимость охраны указанных объектов конкретными субъектами.

Отметим, что частным охранным организациям разрешена охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, далее – Закон N 2487-I (п. 7 части третьей ст. 3 данного Закона). В связи с чем в ряде случаев суды признают обоснованным проведение конкурентных процедур, если предметом закупки является охрана таких объектов (смотрите, например, постановление Тринадцатого ААС от 14.09.2015 N 13АП-17107/15).

Однако, на наш взгляд, подобная позиция может считаться обоснованной только в том случае, когда требованиями к антитеррористической защищенности объектов, утвержденными теми или иными актами Правительства РФ, предусмотрена возможность обеспечения охраны объектов различными субъектами (смотрите, например, подп. “б” п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006, подп. “а” п. 29 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.112019 N 1421.

В рассматриваемой же ситуации Требованиями не установлены случаи, при которых охрана таких объектов (территорий) допускается иными лицами. Как нам представляется, само по себе наличие в Требованиях указания на то, что охрана указанных в вопросе объектов должна обеспечиваться подразделениями ФГУП “Охрана”, формально не означает, что полномочиями по охране таких объектов обладает только ФГУП “Охрана”. Правовой акт, которым были бы установлены такие исключительные полномочия ФГУП “Охрана”, на сегодняшний день отсутствует. Вместе с тем в судебной практике отражена позиция, в соответствии с которой организация, указанная в Требованиях, обладает исключительными полномочиями на охрану соответствующих объектов (смотрите, например, постановление Шестого ААС от 25.12.2019 N 06АП-7605/19, постановление АС Северо-Западного округа от 02.06.2020 N Ф07-1804/20 по делу N А13-19057/2019).

Таким образом, в приведенной ситуации для охраны объектов (территорий), которым присвоена вторая или первая категория, заказчик вправе заключить контракт исключительно с подразделениями ФГУП “Охрана”. При этом контракт может быть заключен без проведения конкурентных процедур определения контрагента на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Косвенно изложенное подтверждается в письме Минфина России от 22.11.2017 N 24-02-06/77517, письме Минфина России от 20.11.2017 N 24-02-06/76761, письме ФАС России от 09.11.2016 N ИА/77244/16, разъяснениях ФАС России от 12.12.2016.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Тимошенко Валерий

 

Ответ прошел контроль качества

 

Источник: Гарант

 

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. N 1909

 

С 27 ноября текущего года изменился порядок подтверждения принадлежности участника закупки, в том числе субподрядчика, к субъектам МСП в целях проведения закупок в соответствии с подпунктами “б” и “в” п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее – Постановление N 1352).

Так, согласно новой редакции п. 11 Положения участники освобождены от необходимости декларировать в заявках свой статус, подтверждением принадлежности участника к субъектам МСП является наличие информации об участнике, субподрядчике в едином реестре субъектов МСП. При этом заказчик не вправе требовать от участника предоставления информации и документов, подтверждающих их принадлежность к субъектам МСП. В то же время заказчик откажет в допуске к участию в закупке или откажется от заключения договора в случае отсутствия информации об участнике в указанном реестре.

Также в соответствии с новым п. 2.4 Постановления N 1352 с указанной даты порядок участия субъектов МСП в закупках применяется в том числе и к самозанятым, но с учетом некоторых особенностей, среди которых:

– подтверждением применения специального налогового режима является наличие соответствующей информации об участнике на официальном сайте ФНС России;

– заказчик не вправе требовать от участника закупки, субподрядчика представления информации и документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

– при осуществлении закупок в соответствии с подпунктами “б” и “в” п. 4 Положения заказчик откажет в допуске к участию в закупке или откажется от заключения договора в случае отсутствия на сайте ФНС информации о применении участником или субподрядчиком специального налогового режима.

Кроме этого, п. 7 Положения, в котором перечислены закупки, не учитываемые при расчете совокупного годового стоимостного объема закупок у субъектов МСП, дополнен новым подпунктом “я.2”, включающим закупки лизинговыми компаниями предметов лизинга, в случае если начальная (максимальная) цена обязательного договора купли-продажи, заключаемого для выполнения своих обязательств по договору лизинга, превышает 400 млн руб.

 

Источник: Гарант

Трекбэк с Вашего сайта.

admin

This information box about the author only appears if the author has biographical information. Otherwise there is not author box shown. Follow YOOtheme on Twitter or read the blog.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.